3421

Статистика угонов в столице по годам.

Автопарк столицы сравним с гастрономом, где есть абсолютно все (от "горбатого" "Запорожца" до Maserati Quattro Porte). Однако несмотря на все изобилие, московские угонщики предпочитают привычные "блюда" типа "ВАЗ-2112" и VW Passat. Впрочем, как выяснили корреспонденты "МК", за пять последних лет "гастрономические" пристрастия автоворов заметно изменились. 2002 год. "Жигулевское" классическое В недалеком 2002 году ежедневный "рацион питания" столичных угонщиков состоял в основном из недорогих, слегка залежавшихся "продуктов" отечественного производства. Если отбросить метафоры, то самыми угоняемыми моделями 2002 года были вазовские "девяносто девятки" (688 краж), "девятки" (623 пропажи) и "двенашки" (на их долю пришлось 583 угона). Не редкостью пять лет назад были и уводы вазовских "шестерок" — за год с улиц столицы их исчезло аж под 400 штук! Угонная статистика 2002 года процентов на 70 состояла из модельного ряда тольяттинского завода. Импортные машины тоже были востребованы на черном рынке, но в меньшей степени. Суди сами: самой угоняемой "иностранкой" в тот год был Volkswagen Passat (о 683 автовладельцах можно говорить с приставкой "экс"). Чуть меньше украдено Audi A8 (589 угонов за 365 дней). Надо заметить, что похищались в большинстве своем старенькие Passat. В стране ощущался острый дефицит запчастей на них, поэтому воры не мудрствуя лукаво угоняли машины на "донорские органы". А вот с "аудюхами" дела обстояли иначе — умыкались только новые A8 в возрасте до 3 лет. В Департаменте уголовного розыска МВД России связывают это явление с промыслом зарубежной преступности. По некоторым данным, в начале 2002 года в Россию были ввезены похищенные электронные ключи на данную модель. Имея такую электронную отмычку в руках, украсть машину — минутное дело. Далее криминальные А8 перегонялись в Белоруссию, ну а уже оттуда разбредались по всей Европе, где спрос на это авто в тот год был бешеный. Всего же в 2002 году с московских улиц исчезло около 9500 авто. 2003 год. Подарочки из-за бугра Этот год сыщики МУРа вспоминают с содроганием. Оно и понятно, ведь тогда количество угонов увеличилось почти на 7500 эпизодов и достигло 16 900 случаев. Таким образом, 2003 год стал абсолютным рекордсменом, побив, казалось бы, недосягаемый результат 1995 года в 16 531 угон. Лучшие милицейские умы искали причины резкого всплеска автоворовства. Одни увязывали это со сменой руководства главного гаишного ведомства страны: дескать, стали меньше скрывать от народа реальные цифры. Другие пытались найти корень зла в бесконечной ротации милицейских кадров. Ведь, если помните, в 2003 году была открыта охота на “оборотней в погонах” — и милицейские начальники менялись один за другим. Не о борьбе с угонами, а о том, как в кресле удержаться, тогда думали. Но ни одна из выдвигаемых тогда версий не выглядела убедительной. Ответ на этот вопрос нашли гораздо позже. Как оказалось, в тот злополучный год в автоворовской среде произошла техническая революция: у гангстеров появились новые и весьма совершенные заграничные код-граберы (устройства, считывающие и запоминающие цифровой код сигнализации). Наложилось на это и еще одно событие. На сей раз к российским злоумышленникам попали электронные ключи от Volkswagen. Именно поэтому в 2003 году количество угонов этой немецкой марки увеличилось вдвое! Одних только Passat похитили аж 1083 штуки, что на 400 единиц больше по сравнению с 2002 годом. Такие вот подарочки из-за бугра. Вообще, надо отметить, что 2003 год оказался переломным в плане угонов в Москве. Именно тогда начался настоящий бум на кражи иномарок. В списки разыскиваемых машин попали Audi А6 (628 угонов), Audi A8 и Audi A4 (похищено по 300 машин), Lexus RX300 (увели без малого 200 авто)... В сегменте отечественных машин также произошли некоторые изменения. В абсолютные лидеры вырвался "ВАЗ-2112" (еще в 2002 году он занимал 3-е место в угонном рейтинге отечественного автопрома, а год спустя поднялся на первую ступень с результатом 727 единиц). Второе место неожиданно занял "ВАЗ-2110" (722 угона). А ведь еще год назад "серебро" принадлежало "ВАЗ "девять девять", который в 2003 году с результатом в 706 угонов оказался на почетном третьем месте. А "девяточка" и вовсе ушла из тройки лидеров — со своими 676 угонами она лишь на четвертом месте. Появилась в печальном списке и новая модель — "ВАЗ-2115" (441 штука уехала от законного хозяина). Зато значительно снизились кражи "классики". Если раньше владельцы "шестерок" в буквальном смысле тряслись за своих "коней", то результат в 150 угонов не повод для беспокойства. Всего же на долю "ВАЗов" в 2003 году пришлось свыше 8500 угонов. По шокирующим цифрам видно, что рост числа угонов — дело рук профессиональной, технически вооруженной банды автоворов. Поиски преступников привели в город Ржев, что в Тверской губернии. Практически вся преступная группа, в состав которой входили как действующие, так бывшие сотрудники правоохранительных органов, была арестована. В общей сложности супостаты украли с территории Москвы и области, а затем легализовали около... 5000 автомобилей! 2004 год. Криминал запал на "иностранок" Опечаленные прошлогодней статистикой, сотрудники Московского уголовного розыска стали искать новые подходы не только к розыску преступных элементов, но и к профилактике угонов. Многочисленные брифинги, "круглые столы", ежедневные сюжеты по ТВ на тему "Как не стать жертвой автовора?" снизили количество угонов до отметки в 15 920. И это на фоне грандиозного прироста столичного автопарка. В 2004 году иномарки окончательно упрочили свои позиции в угонной статистике: 8087 “иностранок” из различных государств против 7833 поделок российского автопрома (кстати, 5903 угона пришлось на долю "ВАЗ"). Но это вовсе не от того, что иномарки воруются легче. Просто в столице заметно подрос уровень жизни — и москвичи новой отечественной машине стали все больше предпочитать трех-, четырехгодовалую иномарку. Если в цифрах, то картина такова: автомобили марки Volkswagen пережили 1563 удачных покушения, Audi угоняли 1332 раза, а неожиданно появившаяся в тройке самых похищаемых машин Toyota уезжала от хозяев 877 раз (по сравнению с 2003 годом прирост более чем в 2,5 раза). С чем связана внезапно вспыхнувшая любовь к "японке"? На самом деле все банально: в 2003—2004 годах марка Toyota возглавляла список лидеров продаж. Рынок быстро насытился этими машинами, а если есть предложение (в виде стоящей без присмотра во дворе дома Toyota), значит, будет и спрос (в виде преступных посягательств на это авто). В сегменте машин премиум-класса также проявилась взаимосвязь между ростом продаж новых автомобилей и ростом краж этой марки. Так, например, в 2004 году почти вдвое увеличилось количество угонов Lexus (242 богача оказались раскулаченными автоворами). Но далеко не всегда рост числа продаж сказывается на кривой угонов конкретной марки. Взять тот же Ford. Его продажи увеличились в 2,5 раза по сравнению с 2003 годом, а количество преступных посягательств снизилось на 9 процентов. Аналогичная ситуация и с Hyundai. Эксперты такую обратную зависимость связывают с тем, что производители уделяют особое внимание штатным противоугонкам. 2005 год. Скромнее надо быть В столице входят в моду шикарные иномарки. Джипы и седаны бизнес-класса, элитные кроссоверы — уже не просто средства передвижения, а показатель успешности их владельцев. Эти машины вызывают зависть окружающих, а где проявляется это чувство, там обязательно присутствует криминал. Lexus LX 470, Toyota Land Cruiser, BMW X5, Mercedes S500, S600, G500, Hummer все чаще становятся добычей злодеев. Подобные автомобили угонялись не по принципу "давай возьмем — авось кому впарим", а уходили только под заказ. По милицейским данным, заказчиками выступали криминальные авторитеты и коммерсанты в республиках Северного Кавказа и Казахстана. В общей сложности за год украдено около 1500 элитных иномарок. Кстати, немало было убито владельцев крутых машин, отказавшихся рассказать преступникам о хитростях охранной системы. Но угонную статистику все же делают не VIP-авто, а более бюджетные иномарки. В списках лидеров (по убывающей) Toyota Camry, Honda Accord, Volkswagen Passat, Chevrolet Niva и BMW 5-й серии. В списках отечественных машин до боли знакомые "двенашки", "девять девять", "пятнашки" и "девятки". Всего же в 2005 году своих машин лишились 15 102 москвича. 2006 год. Дела кредитные Кредитный бум привел к тому, что автопарк Москвы не только увеличился, но и обновился. Машины в ценовом диапазоне до 30 000 долларов стали доступны самым широким слоям населения, отсюда и повышенный криминальный спрос на них. Доселе никому не нужные Daewoo Matiz, Nexia, Mitsubishi Lancer, Nissan Almera, Toyota Corolla, VW Jetta стали объявлять в розыск каждый день. Одно утешение для владельцев — поскольку машина в кредите, значит, банк получит страховку. В 2006 году интерес преступников к продукции "АвтоВАЗа" сошел почти на нет (за год — жалкие 2283 случая угона) — если раньше в абсолютных лидерах была двенадцатая модель, теперь ее окончательно вытеснил Volkswagen Passat (670 раз покушались на авто этой марки). Но немецкий концерн постепенно сдает свои позиции, потихонечку уступая звание самого угоняемого авто японской Toyota Camry (угнано 605 автомобилей). Ну а в остальном год был мало чем примечательным. Количество угонов осталось примерно на прошлогоднем уровне (14 414 похищенных машин). СПРАВКА "МК" По данным ГИАЦ МВД России, "угон" (статья 166 УК РФ) имеет негативные тенденции: если в 2000 году было выявлено 26 673 таких преступления, то в 2006 году — уже 58 565 (прирост 119,5%). Растет и количество осужденных по данной статье: если в 2000 году оно составляло, по информации судебного департамента при Верховном суде РФ, 18 223 человека, то в 2006-м — уже 23 908 (прирост — 23,8%). 2007 год. Немецкий бестселлер в нокауте По итогам 2007 года сразу стало понятно, кто на московском автомобильном рынке хозяин. Toyota Corolla (568 краж) окончательно и бесповоротно вытеснила с первой ступеньки угонного рейтинга долгожителя Volkswagen Passat (с жалкими 414 угонами). Потерю лидерства Passat связывают прежде всего с появлением новой охранной системы, которая устанавливается на автомобили последнего поколения. Третье место — и снова Toyota. На этот раз Avensis (за 2007 год зарегистрировано 282 угона). Затем идут "ВАЗы" (у четырнадцатой и двенадцатой моделей примерно по 250 угонов). Замыкает пятерку лидеров Mitsubishi Lancer (247 угонов) Всего же за 2007 год с московских улиц и дворов бесследно исчезло 13 675 машин. 2008 год. "Японки" особо опасны Выводы делать пока рано (год еще не закончился), но кое-какие перспективы уже вырисовываются. По всему видно, что рейтинг самых угоняемых тачек года в Москве возглавит Toyota (по итогам девяти месяцев на эту марку пришлось более 700 угонов). Второе место, очевидно, возьмет Mazda (без малого 500 "японок" уже пропали). Результаты Volkswagen совсем скромны (лишь 420 фактов краж). Четвертое место — и снова производитель из Страны восходящего солнца — автомобили Lexus распрощались с 360 законными владельцами. Пятое место — и, как несложно догадаться, опять Япония. На сей раз Mitsubishi, на долю которой выпало 335 угонов. Делаем выводы Из статистики наглядно видно, как на протяжении лет менялись пристрастия автоворов. Заметны и тенденции. Хочется верить, что данный материал как руководство к действию воспримут автопроизводители и разработчики охранных систем. Ведь в конце концов именно от их трудов и зависит то, какая марка автомобиля самая популярная у автоворов. Московский комсомолец, 8 октября 2008