3001

Ужасы и надежды автомобильного рынка в условиях кризиса

Кризис, катастрофа, убийство, кража... В этом порядке заточена важность интересов всех средств мировой информации, т.е. политологи, телеведущие, аналитики, журналисты, репортеры померли бы с голода или влачили бы жалкое существование в тихой мирной Швейцарии. А вот в кризисной России средства массовой информации воспряли, встрепенулись и строчат свои прогнозы и аналитику с утроенной силой. Прогноз развития авторынка на 2009 год: цены будут расти Строить прогнозы, как в 2009 году будет развиваться автомобильный рынок, сейчас никто не берется. Ведь ситуация меняется каждый месяц и пока не в лучшую сторону. Эксперты могут предсказать с уверенностью только две тенденции, которые будут иметь место в 2009 г. в любом случае: рост цен на автомобили и недоступность автокредитов. Темпы роста иномарок стали снижаться с августа, а по итогам ноября и вовсе упали - впервые за последние четыре года. Снижение в ноябре составило 15% против роста на 9% в октябре, согласно данным AEB. Такого крутого поворота мало кто ожидал. Уже ясно, что в этом году отметку в 3 млн проданных автомобилей вряд ли удастся покорить. Рынок вырастет максимум на 20-30% до 2-2,1 млн автомобилей. Планы на 2009 г. Директор практики по оказанию помощи компаниям автомобильной отрасли PricewaterhouseCoopers в России Андрей Комаров ожидает сезонного падения продаж на авторынке в январе 2009 г. И только в начале марта, по его мнению, станет понятна более точная картина развития рынка на год. Давать точные прогнозы сейчас очень сложно. Хотя сомнений в том, что рынок ждет если не падение, то как минимум замедление темпов роста, уже практически ни у кого не осталось. Насколько серьезное будет снижение темпов продаж, зависит от общей финансовой ситуации на рынке. Существует как минимум два варианта выхода России из кризиса. Оптимистичный сценарий предполагает, что уже в середине следующего года произойдет смена тренда на мировых финансовых рынках и в России. По пессимистичному прогнозу, страна находится лишь в начальной стадии кризиса, который продлится еще как минимум два года. Если кризис всерьез и надолго Согласно пессимистичному прогнозу, российский автомобильный рынок ждет серьезный "откат" назад, считают эксперты агентства "Автостат". Продажи автомобилей могу упасть в 2009 г. на 20% и более. Годовой уровень продаж в 2009 г. скатиться до уровня 2006 г. - до 2,1 млн автомобилей с последующим инерционным снижением ниже 2 млн штук (прогноз "Автостата"). Шансы России стать первым рынком в Европе по объемам реализации машин уменьшаются. Автопроизводителям и дилерам придется больше думать не о продвижении продукции и технологических инновациях, а о том, как справиться с дефицитом ликвидности, ростом расходов, а также с падением продаж и скоплением машин на складах. Одним из путей выхода будет сокращение объемов местного производства. Ford, Renault, Volkswagen, Toyota, а также "АвтоВАЗ" и "GM-АвтоВАЗ" уже решились на это в конце-2008 г. и начале 2009 г. При дальнейшем падении продаж они вынуждены будут снова сокращать производство и отправлять сотрудников предприятий в вынужденные отпуска. Те иностранные концерны - Mitsubishi, Peugeot-Citroen, - которые только планировали строительство автозаводов в России, отложат инвестпроекты на неопределенный срок. Ford уже перенес сроки организации массового производства второй модели на заводе во Всеволожске - Ford Mondeo - на весну 2009 г. "АвтоВАЗ" сдвинул начало сборки моделей Renault и Nissan на 2010-2011 гг. Российский авторынок перестанет восприниматься автопроизводителями как спасательный круг на фоне падения мировых рынков. Импорт автомобилей также будет сокращаться, считают в "Автостате". Во-первых, производители сокращают производство по всему миру. А главное, что с 10-11 января в России вступит в силу постановление правительства, существенно увеличивающее импортные пошлины на автомобили. Постепенно объемы импорта будут замещаться иномарками российского производства, считают в "Автостате". Если в 2009 г. сменится тренд: оптимистичный сценарий Если к середине следующего года мировой финансовый кризис начнет утихать и экономика России начнет восстанавливаться быстрыми темпами, дышать станет легче. Продажи автомобилей резко не вырастут, но серьезного падения удастся избежать. Оптимистичные настроения на мировых финансовых рынках позволят реальному сектору, в том числе и автомобильному рынку, относительно безболезненно пережить осложнения. Годовой уровень продаж в 2009 г. ожидается на уровне 2,4 млн машин (прогноз "Автостат"). В краткосрочной перспективе возобновится рост и достижение рынком отметки в 3 млн автомобилей в 2010 г., а следующего рубежа в 4 млн шт. в начале 2012 г. (прогноз "Автостата"). Ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов сомневается, что в 2009 году произойдет падение продаж, как иномарок, так и отечественных автомобилей. "Скорее можно говорить о снижении темпов роста нашего авторынка. Если по итогам 2008 года объём проданных машин превысит результаты 2007 года на 20%, то 2009 год может превысить 2008 год, лишь на 8-10%", - считает эксперт. Местные производства иностранных автоконцернов увеличат свои объёмы, но это увеличение не будет столь большим как планировалось ранее – объёмы увеличатся на 6-8% по сравнению с 2009 годом, прогнозирует Дмитрий Баранов. Запущенные проекты будут реализованы, а всё что находится в стадии проектирования, будет заморожено, добавляет он. Импорт новых иномарок, по его мнению, не сократится, а покажет рост на 10-12%. А вот импорт подержанных иномарок может сократиться по сравнению с 2008 годом на 13-15%, прогнозирует эксперт. Главной причиной станет рост импортных пошлин на машины. Вся маркетинговая политика компаний будет направлена на максимальное стимулирование продаж автомобилей, поэтому останутся и скидки, и акции, и прочие мероприятия, радует Баранов. Однозначно Что касается автокредитования, то при любом варианте в ближайший год не стоит ждать его восстановления. "Ставки будут очень высокие и невыгодные для потребителей. Ожидать восстановления автокредитования можно лишь в конце 2010 года", - считает Баранов. Цены на автомобили вырастут также при любом раскладе - это уже неизбежно. Концерны постараются переложить на потребителей рост импортных пошлин на иномарки, а также ослабление рубля по отношении к доллару и другим валютам. "В среднесрочной перспективе рост курса доллара к рублю вызовёт повышение расходов автопроизводителей, которые будут вынуждены компенсировать их повышением рублёвых цен", - говорит RB.ru Дмитрий Баранов. По его прогнозу, за два года рост цен может составить 10-15% по сравнению с ценами 2008 года. Цены на автомобили Lada также будут расти, но не такими темпами. За два года подорожание цены может составить 6-8%, говорит Дмитрий Баранов. Текст: Ольга Самофалова.